логотип Мозгоеды

Вуду в Бенине

Журнал "Вокруг света", посвященный путешествиям, приключениям и исследователям, предлагает Вашему вниманию репортаж из самого сердца Африки - колыбели Вуду. Читать!

 

 

лавка по продаже Вуду фетишей
Щелкните на фотографии для увеличения

место "захоронения"
Щелкните на фотографии для увеличения

 

 

Дитя, обладающее Силой

В Вуду близнецы почитаются святыми. Согласно традиции, близнецы являются двумя половинками одной души. Если умирает один близнец, другой очень часто носит куклу-близнеца, содержащую в себе дух умершего близнеца. В Гаитянском Вуду близнецы обладают особой силой, которая может быть опасна, и чтобы она не причинила никому вреда, проводится ритуал, посвященный лоа Доссоу (Dossou). В Бенине близнецы также олицетворяют плодородие и изобилие.

 

 

Другие формы Вуду

Вуду – не является уникальной религией, появившейся на свет, благодаря сочетанию Христианства и традиционной африканской религии. Сантерия (Santeria), родом из Кубы, имеет много общего с Вуду. Духи в Сантерии именуются ориша (orisha). Поэтому поклонение Орише является синонимом Сантерии или Вуду. Сантерия и Ориша практикуются и в наши дни, особенно на Кубе и странах, принявших эмигрантов с Кубы.

 

 

Жрецы и духи Гаити

В Первом Национальном Познавательном журнале "Вокруг света" №3 март, 2007 года опубликована статья "Жрецы и духи Гаити". Читать здесь.

Содержание:

Поиски следов Вуду в современной культуре не потребуют больших затрат времени и сил, особенно в Западном мире. Фильмы про зомби, книги, наполненные магазинчиками по продаже кукол, помогающих разобраться с сердечными делами и неугодными людьми. Даже в компьютерной игре World of Warcraft присутствуют элементы Вуду: знахари, колдуны с амулетами и проколотые иглами куклы.

Именно вышеназванные вещи для многих людей составляют Вуду. Также некоторые упоминают об общении с духами и животных, приносимых в жертву духам. Также могут быть названы определенные места, в которых распространено Вуду, например, острова Карибского бассейна – Гаити и Ямайка, западный берег Африки, юг США – Новый Орлеан и дельта реки Миссисипи.

Конечно, так или иначе, все эти стереотипы имеют под собой основу, а общение с духами как раз и является центральной темой религии Вуду.

Основные положения

Согласно Вуду существует один верховный бог, который в разных частях мира имеет разное имя, но одно содержание. Например, на Гаити он называется Бондье от французского «bon dieu», что означает «хороший бог». Не имеет значение, какое имя используют верующие, верховный бог всемогущ и является недостижимым для обыкновенных верующих. Поэтому, для общения с богом верующие прибегают к помощи сотен и тысяч духов.

Эти духи именуются лоа (loa) или луа (lwa); зачастую антропологи, описывая африканский вариант Вуду, относят их к богам. Лоа подчинены строгой иерархии. Есть главные и могущественные лоа, которые имеют собственные праздники. Есть малые духи, которые играют различные роли в разных регионах. Деревушки или даже отдельные семейства могут иметь своих лоа, например, духов умерших возлюбленных или членов рода. Лоа получают свои силы от бога, и общаются с ним от имени верующих.

Во время церемоний верующие просят у духов защиту, помощь или советы. Этот процесс взаимно обязывающий: верующие должны ухаживать за лоа путем выполнения ритуалов, которые иногда включают в себя приношение животного в жертву. Такие ритуалы призваны выразить благодарность духам за удачное осуществление всех дел. Для поддержки хороших отношений с духом верующие должны соблюдать традиции своего сообщества и религии. Таким образом, верования Вуду неотрывно связаны с повседневной жизнью верующих.

В Вуду лоа общается с верующими посредством одержимости. Лоа временно выталкивает душу хозяина или медиума, и получает контроль над телом. Согласно верованиям, во время одержимости медиум не чувствует боли и ему нельзя причинить зло. Лоа разговаривает через медиума, давая советы и пророчества. Иногда дух осуждает верующих за несоблюдение правил общин и невыполнение обязательств перед духом. В некоторых местах одержимыми имеют право стать лишь избранные, в других – лоа могут вселиться в любого человека в любое время.

Эта идея – о могущественности духов, делающих людей одержимыми – объединяет две ветви религии. Одна существует в основном в северной и центральной частях Западной Африки, другая же – на Гаити и Юге Америки. Как правило, книги, описывающие Вуду, содержат лишь серии историй вместо прямого анализа. И для этого есть свои причины:

  • В Вуду не существует святого писания, молитвенника или описанного набора ритуалов – все передается из уст в уста. В различных регионах имена бога, духов и обрядов могут очень сильно изменяться.
  • В Вуду существует большое множество каждодневных ритуалов и обрядов, что делает невозможным создание единого списка церемоний.
  • Во многом, Вуду – персональная религия. Последователи имеют личный опыт общения с духами, который может очень сильно различаться в зависимости от места и от человека.

Для того чтобы получить ясное представление, откуда пришло Вуду и что же это такое на самом деле, мы обратимся к истории религии, а также затронем ее символы и обычаи.

Вуду в Африке

Вуду появилось в африканских королевствах Фон и Конго 6,000 лет назад. Слово «Вуду» на языке Фон обозначает «святой», «дух» или «божество». Вообще, многие слова в современном Вуду происходят из языков Фон и Конго. Например, жрица Вуду именуется «мамбо» (mambo) или «манбо» (manbo), что является комбинацией слова Фон «мать» или «магический амулет» и слова Конго «знахарь».

Королевство Фон располагалось на территории южной части современного Бенина, именно это место некоторые антропологи называют «колыбелью Вуду». Также Вуду исповедуют в Того и Гане, и общее количество последователей в этих трех странах составляет около 30 миллионов. Кроме того, Вуду является официальной религией в Бенине, где число верующих составляет 60% от общего количества населения.

Так как Вуду не имеет письменных источников, имена духов, также как специфика различных ритуалов могут значительно различаться в разных регионах или поколениях. Но Африканское Вуду имеет и характерные черты, которые, помимо веры в многочисленных духов и одержимость, включают:

  • Поклонение предкам
  • Ритуалы или фетиши, используемые для создания магической защиты
  • Приношение животных в жертву для выражения благодарности духам или получения их благосклонности
  • Использование фетишей, содержащих частицу силы духов (одним словом, талисманы)
  • Ритуальные пляски, как правило, с использованием тщательно продуманных костюмов и масок
  • Церемониальная музыка и музыкальные инструменты, особой статьей в которых стоят барабаны
  • Предсказания, в которых используются интерпретации (разъяснения смысла) физических явлений, например, разбрасывание семян
  • Связь цветов, продуктов питания, растений и других вещей с определенным лоа, и использование их для выказывания уважения лоа

Многие из этих традиций, например, почитание предков, политеизм (многобожие, вера в многочисленных богов), а также музыка и танцы, являются важными и в других регионах Африки. Таким образом, Вуду схоже с другими традиционными религиями Африки. Многие ритуалы представляют собой частично празднование, частично религиозную службу, и все это приправлено ритмическими песнопениями, музыкой и танцами. Многие ритуалы используют преимущества природного рельефа, такие как берега рек, горы и деревья. Путем декорирования и освещения обыкновенные вещи, такие как горшки, бутылки и части зарезанных животных, становятся священными объектами, используемыми в ритуалах.

В некоторых частях Африки, человеку, желающему стать духовным лидером общины Вуду необходимо вступить в религиозный центр, во многом похожий на монастырь. Вступившему в такой центр новичку необходимо пройти обряд  символической смерти – провести 3 дня и ночи в полной изоляции, после чего вернуться во внешний мир. Также ему необходимо изучить обряды, цвета, пищу и фетиши, связанные с каждым лоа, после чего научиться общаться с лоа (впадать в одержимость). Духи обладают своими индивидуальными чертами характера и различными требованиями к последователям, что напоминает богов греческой и римской мифологии.

Религиозные лидеры становятся лидерами общины, обеспечивая руководство общиной и разрешая споры. Также зачастую они оказывают медицинскую помощь в форме народной медицины. Жрецы Вуду обычно направляют свои знания в помощь окружающим. Проклятия, колдовство и заговоры, направленные на совершение зла, относятся к категории «бо» (bo). Как бы то ни было, многие антропологи уверены, что жрецы прекрасно разбираются в категории «бо», которая отделена от Вуду, но ее знание необходимо для успешной борьбы с её же порождениями. Колдуны, называемые «ботоно» (botono), в отличие от жрецов Вуду, владеют более зловещими заклинаниями. Хотя, иногда человек действовать и как жрец, и как ботоно, в зависимости от ситуации.

Эта африканская форма Вуду является предтечей Вуду, практикуемому на Гаити и в других частях Западного полушария, куда оно проникло благодаря работорговле. Далее мы рассмотрим, как видоизменилось Вуду на другой стороне Атлантического океана.

Гаитянское Вуду

5 декабря 1492 года Христофор Колумб высадился на берегу острова Айити, что на языке местного индейского племени Таино обозначало «земля гор». Колумб объявил остров испанской собственностью и назвал его Эспаньола («Маленькая Испания»). Прибывшие колонисты широко использовали труд рабов, завозимых сюда из северной и центральной частей Западной Африки. Таким образом, большая часть рабов, завезенных в 16-18 веках, исповедовали Вуду. Но колонистские законы запрещали им поклоняться традиционным африканским божествам, все рабы были насильно крещены. Этот факт оказал большое влияние на местную форму Вуду. Гаитянцы позаимствовали многие вещи у Католицизма, дабы оградить свою собственную веру. Этот процесс привел к следующим последствиям:

  • Они заменили имена Католических святых именами лоа. Во многих случаях, роль лоа отражала роль соответствующих святых. Например, святой Петр, держащий ключи от рая, стал Папой Легба (Papa Legba), привратником мира духов.
  • Католические празднования святых стали празднованиями соответствующих духов Вуду. Например, празднование усопших членов семьи называется Геде (Gedes), и отмечается в День Всех Святых и День Мертвых.
  • Христианские кресты перекочевали в Вуду в качестве символа перекрестка, обозначающего выбор, меняющий жизнь, а также шаги по дороге духов.
  • Католические песнопения и молитвы стали частью службы Вуду.
  • Также на местную форму Вуду повлияли традиции племен Таино.

Но, вопреки всем дополнениям и нововведениям, Гаитянское Вуду сильно напоминает Африканское Вуду. Жрицы, называемые «мамбо» (mambo), и жрецы – «хунганы» или «унганы» (houngan), выполняют религиозные службы и предлагают лекарства народной медицины. Как правило, чтобы стать жрецом или жрицей на Гаити, человек идет в ученики к какого-нибудь опытному мамбо или хунгану. Многие церемонии проходят в постройках, называемых «хонфур» (honfour), исполняющих роль храмов или святилищ.    

Одержимость на Гаити является столь же важным атрибутом Вуду, как и в Африке. Часто человека, впадающего в одержимость, называют лошадью, везущей лоа. Одержимый человек может неестественно двигаться, говорить на неизвестных ему языках или давать четкие указания последователям. Жертвоприношение также важно при совершении ритуалов, и стандартными жертвами становятся курицы и козы. Для невольного зрителя извне гремучая смесь из одержимости, животных жертвоприношений, ритуальных танцев и музыки кажется, мягко говоря, необычной и даже пугающей. 

В Гаитянском Вуду также существует связь между одеждой, фетишами, праздничными флагами и определенными лоа. Для выказывания почтения духам верующие поднимают цветные флаги, называемые драпо (drapo) рядом с местами поклонения и храмами Вуду. Для вызова духов люди стучат в барабаны, пользуются колокольчиками и трещотками. На алтарях находятся многочисленные вещи, такие как раскрашенные бутылки, куклы и утварь из тыкв, полная еды. Сегодня многие фетиши стали частью Гаитянского искусства и поделок. Некоторые гаитянские художники сфокусировались на изображении различных лоа, работают над драпо или декорируют ритуальные вещи.

Как правило, гаитянские жрецы, как и африканские, не приносят вреда и не проклинают. Хотя многие верующие уверены, что бокоры (bokor), или колдуны, могут пользоваться заклинаниями и магией, чтобы наслать несчастье или болезнь. Также с бокорами связаны верования в зомби – многие верят, что бокор может создать яд и захватить душу человека, превратив его в зомби.  

Вуду – неотъемлемая часть повседневной жизни гаитян. Помимо этого, религия сыграла важную роль в истории государства. Французская революция 1789 года породила многочисленные восстания по всему миру, включая некоторые колонии в Америке. В 1797 году в Гаитянских горах жрец Вуду совершил особую церемонию. Эта церемония предшествовала восстанию рабов, длившемуся до 1804 года, и закончившемуся признанием Гаити – первой свободной черной колонией в Америке. Возможно, эта церемония и её важность несколько сомнительны и преувеличены, но, тем не менее, она стала частью истории учения Вуду.

Из Гаити Вуду распространилось в южные Штаты Америки. В некоторых регионах верующие, известные как худу (hoodoo), привлекли внимание общественности к религии. Дело в том, что они использовали злое колдовство для того, чтобы навредить людям. Любовные заговоры, проклятия и всевозможные способы мщения больше относятся к худу, чем к самой религии (хотя можно считать, что первое вышло из Вуду).

Худу – только одна из причин, почему Вуду является столь сомнительной религией. Давайте попробуем выяснить остальные.

Полемика вокруг Вуду

После своего видоизменения на Гаити Вуду распространилось в другие части мира вместе с потоком рабов. На сегодняшний день лишь в Гаити Вуду практикуется открыто, в других же частях света Вуду остается тайной (по крайней мере, скрытой) религией, потому что Западные люди относятся к нему с подозрением. Многие уверены, что оно есть воплощение зла и поклонение дьяволу. Во многих странах миссионеры прилагали большие усилия, чтобы обратить последователей Вуду в христианство. И для этого был ряд причин.

В период с 1915 по 1935 года остров Гаити был оккупирован США. В виду неприятия США необычных вещей в чужой культуре, Гаити стал темой для книг и фильмов, где фигурировали злые, мрачные и кровожадные приверженцы Вуду.

Примерно в это же время худу получило более широкое распространение в самих Соединенных Штатах, особенно в Новом Орлеане. До этого сообществом Вуду в Новом Орлеане управляли 2 королевы с одинаковым именем Мари Лаво (Marie Laveau). В конце 1870-х одна из королев исчезла, вторая умерла в 1881 году, после чего сообщество Вуду стало менее видимым, однако торговцы стали продавать худу амулеты на территории всего штата. В конце концов, худу, со своими заклинаниями и амулетами, стало синонимом Вуду в Новом Орлеане и во всем Западном мире.

Но общественное восприятие – это только часть того, почему Вуду считается темным и зловещим. Практика Вуду включает в себя вещи, неприемлемые для других религий и культур. Многие ритуалы требуют жертвоприношений, а также использование крови животных. В некоторых также присутствуют высушенные чучела животных или их части. Раньше приношение животных в жертву было естественным атрибутом основных вероучений, например Иудаизма, однако в современном мире это неприемлемо. Змеи, которых многие люди считают пугающими и отталкивающими, также занимают немаловажное место в ритуалах и символике Вуду. Например, на Гаити змеи ассоциируются с одним из самых могущественных лоа – Дамбалла (Damballah). Поэтому образ католического святого Патрика стал для последователей Вуду – повелителем змей Дамбалла.

Принятие идеи духовной одержимости также несколько проблематично для многих людей, хотя она встречается и в других религиях. Например, в Буддизме Тибета боги могут на некоторое время вселяться в тела оракулов (прорицателей). Согласно Тибетскому учению Оракул Нечунг (Nechung Oracle), или бог-защитник Дорже Драк-ден (Dorje Drak-den), вселился в тело буддистского монаха и рассказал, как Далай-лама может избежать встречи с Китайскими войсками при побеге с Тибета в 1959 году.

Единственная реальная проблема, связанная с Вуду – общественное здоровье. Во время ритуалов верующие могут наносить себе раны и увечья для того, чтобы показать как велика их вера или силен их лоа. При этом кровь может, как стекать на землю, так и на алтарь или фетиш. К тому же многие жрецы Вуду, особенно в сельской местности предоставляют медицинскую помощь, зачастую противоречащую официальной медицине, что может явиться причиной распространения болезней, особенно ВИЧ и других, связанных с распространением при контакте с инфицированной кровью.

И, наконец, смерть – основная часть Вуду. Духи умерших предков, вождей и других важных людей являются центральной темой в Вуду. Критики утверждают, что, делая акцент на ублажении и потакании духам умерших, последователи создают культ страха. Приверженцы же указывают на тот факт, что во многих религиях происходит почитание умерших богов и святых. Вообще, тема смерти многих людей заставляет чувствовать себя некомфортно, поэтому логично, что религия, связанная со смертью, также создает ненормальную обстановку вокруг себя.

Может быть, Вуду и не имеет отношения к мерзким аспектам, приписываемыми ему людьми, но некоторые из стереотипов все-таки имеют под собой реальную основу.

 

Сайт управляется системой uCoz