|
Содержание:
Самураи – легендарные мечники Японии, известные большинству людей по западным боевикам лишь в качестве воинского сословия. Но, несмотря на свое основное призвание – войну, они также были прекрасными поэтами и политиками. Самураи играли ключевую роль в Японии на протяжении 1500 лет. По сути, история страны того периода является историей самурайства. В этой статье мы затронем кодекс чести самурая, формировавший мировоззрение и контролирующий поведение; познакомимся с оружием и доспехами самурая; а также попытаемся проследить историю самурайства от таинственного появления в 5 веке до отмены класса как такового в 1876 году. Самурай исполнял много обязанностей, но самая главная, конечно же, обязанность воина. Но давайте попробуем разобраться, в чем же принципиальное отличие самурая от воинов других стран мира, ведь ношение доспехов и умение пользоваться мечом недостаточно для превращения в самурая. Хотя на протяжении существования самураев их роль в обществе и они сами претерпевали многочисленные преобразования, существует 4 основополагающие идеи, определяющие концепцию самурайства:
Объемы и форма образования полностью зависела от благосостояния семьи. Семьи, не имеющие необходимых средств, были вынуждены отправлять сыновей в деревенские школы для получения необходимого минимума знаний, большую же часть знаний отпрыски получали от отцов и старших братьев. Познание боевых искусств являлось очень важным и начиналось порой с пяти лет. Представители же богатых семей обучались в специальных академиях, изучая литературу и военное искусство. Наиболее известный образ самурая – воин, мастерски владеющий изогнутым мечом (катана). На самом деле, в течение первых нескольких веков существования самураи больше были известны в качестве конных лучников. Умение стрелять из лука верхом на скачущей лошади требовали упорных и длительных тренировок. Некоторые тренировались на мишенях, привязанных к качающимся кольям. Некоторое время для целей выбирались живые собаки, до тех пор, пока этот ужасный обычай не был запрещен сегуном. Мечники воспитывались в столь же жестоких манерах. Существует история про то, как учитель бил своих учеников деревянным мечом на протяжении суток, добиваясь от них постоянной готовности к самообороне. В дополнение к военному искусству самураи должны были быть хорошо просвещенными людьми в области литературы и истории. Во время периода Токугавы, достаточно мирного, когда не было нужды в самураях-воинах, эти знания были как раз кстати. Но многие учителя предупреждали учеников, не задерживаться в мире слов и картин, так как они делают душу воина слабее. Самурай легко отличим благодаря своему шлему и доспехам. Хотя ранние самураи (5-6 века) носили доспехи, представлявшие собой цельную броню, для нас образ самурая неотделим от доспехов, которые пришли на смену, а именно чешуйчато-пластинчатые. Такие доспехи создавались путем подгона небольших пластин в один лист, который сверху покрывался лаком для создания водоотталкивающего эффекта. Эти небольшие и легкие листы связывались между собой с помощью кожаных ремешков, а каждый лист немного перекрывал другой. Вообще у самураев существовало два типа доспехов:
Впоследствии, когда стали преобладать рукопашные битвы, стиль до-мару стал популярным среди всех самураев. Он немного изменился, включив в себя тяжелые шлемы и легкие наплечники и наколенники. Шлемы, называемые кабуто, состоят из пластин, склепанных вместе. Отличительной чертой шлемов было наличие «рогов». Высокопоставленные самураи добавляли к шлему символы своего клана и другие декоративные элементы. Некоторые шлемы имели забрало, для большего устрашающего эффекта изображавшее лицо дьявола, порой с усами и бородой, сделанными из конских волос. Эти тщательно разработанные элементы приравниваются к произведению искусств. Самым известным оружием самурая за всю историю был изогнутый меч – катана. Вечным компаньоном катаны был вакизаси – меньшее оружие, но с более широким лезвием. Вместе эти два меча называются «дайсо» - «длинный и короткий»: «дай» (длинный) – катана, «со» (короткий) – вакизаси. Кузнецы, ковавшие мечи для самураев, считаются одними из лучших профессионалов своего дела. Самая сложная проблема в ковке мечей – делать их острыми. Оружие, сделанное из твердого сплава, будет обладать острым, но хрупким и подверженным ломке лезвием. Японские кузнецы разрешили эту проблему следующим образом: сердцевину меча они делали из мягкого металла. Затем она покрывалась многочисленными слоями твердого металла, до тех пор, пока сердцевина не оказывалась закатанной в миллионы слоев. Лезвие при такой ковке было столь острым, что опытный мечник был способен разрубить человека пополам с одного удара. Помимо мечей и луков самураи использовали всевозможные копья (лезвия, прикрепленные к шесту). Одним из самых распространенных была нагината, состоявшая из острого лезвия от 60 см до 1,2 м, прикрепленного к 1,2 – 1,5 м деревянному древку. Такая длина позволяла пехоте держать атакующих на расстоянии, наносить удары первыми, не давая противнику возможности воспользоваться мечом. Также этой длины вполне хватало, чтобы вступать в противоборство с конным противником. В 16-м веке на японскую землю впервые вступила нога европейских торговцев. Японцы платили им большие суммы за право обладания мушкетами с фитильным замком. Хотя это оружие традиционно и не ассоциируется с самураями, но оно оказало большое влияние на ведение войны того времени – даймё могли создать большие армии необученных воинов, вооруженных ружьями. Многие самураи адоптировались к этому ненадежному оружию, используя его в качестве поддержки «старому и верному» мечу. В этот же период появились цельные доспехи - призванные исполнять роль бронежилета – окегава-до. Как мы уже выяснили, самураи не были обычными наемными воинами, и служили они лишь одному хозяину-даймё, при этом они составляли особый класс, имеющий свои специфические обязанности и особое понятие чести. Этот кодекс чести называется Бусидо, и происходит из двух иероглифов: «Буси» – воин, и «До» – путь, таким образом, Бусидо обозначает «путь воина». Бусидо уходит своими корнями к раннему самурайству, когда самураи еще были конными лучниками. Чтобы добиться отличных результатов в этой области, самурай должен был пройти путем изматывающих тренировок, взрастить в себе чувство самоотверженности, и, в конце концов, стать единым целым со своей лошадью. Весь этот процесс получил название «куби но мичи» - «путь лошади и лука». Хотя Бусидо и именуется кодексом, на самом деле это не свод правил, которому следуют все самураи. Фактически Бусидо изменялся на протяжении истории Японии, и даже от одного клана к другому. А письменно Бусидо был запечатлен лишь в 17-м веке, когда история самурайства насчитывала уже несколько веков. Главной обязанностью самурая являлась самопожертвенная преданность хозяину. В Японии существовала феодальная система, в которой феодальный сеньор ожидал от вассалов полного повиновения, которые, в свою очередь, получали экономическую и военную помощь. В случае отсутствия повиновения вся система оказывалась нежизнеспособной. Чувство верности и чести достигло в Японии точек-экстремумов: самураи дрались до смерти в безнадежных битвах за замки даймё, или же совершали самоубийства, когда полагали, что своим поведением они опозорили своего хозяина. Также самураи были обязаны исполнять долг мщения. В случае нанесения ущерба чести хозяина, или же его убийства, самурай должен был найти и наказать ответственного в этом.
Честь являлась столь неотъемлемой частью самурая, что зачастую в случае неудавшегося дела или же нарушения кодекса самурай добровольно лишал себя жизни. Это связанное с честью самоубийство стало отдельным ритуалом, называемым сеппуку. Также известное под вульгарным словом харакири, сеппуку – путь самурая для восстановления чести перед хозяином и семьей, и выполнение долга преданности, когда он не оправдает себя как самурая. Для проведения ритуала сеппуку самураю требовалось облачиться в специальную одежду, и совершить самоубийство ритуальным ножом, предварительно полученным в обернутом виде. Самурай брал этот нож и разрезал свой живот слева направо, с финальным движением вверх. Но это действие никогда не выполнялось в одиночку, очень редко самурай оставался умирать долгой и мучительной смертью, полностью выпотрошив себя. Обычно позади самурая, совершающего сеппуку, находился секундант с острым мечом наизготовку, который отрубал голову самураю сразу после совершения ритуала. Позже данный акт стал еще более походить на ритуал – самоубийство совершалось не ножом, а бумажным веером. Зачастую Кайшаку-нин, или самурай-секундант, отрубал голову, как только нож соприкасался с телом, чтобы самурай не успевал почувствовать боль. В наши дни в Японии данный ритуал вновь стал получать широкое распространение и в качестве восстановления чести и в качестве выражения протеста. Никто не может с полной уверенностью сказать, кто же был первым самураем. У историков есть некоторые соображения по этому поводу. В 5-7 веках нашей эры имели место вооруженные столкновения как между принцем и кланами, так и войны за трон между наследниками престола. Но при этом имперские японцы успевали вести войны против коренного населения островов – варваров, называемых эмиши. Позже императорами было замечено, что эмиши – очень хорошие воины, ставшее причиной их призыва в армию для борьбы с другими кланами. Тактические и стратегические находки варваров также были приняты на вооружение японскими солдатами, а позже переданы самураям. Элитный статус самурай получил вследствие распространения могущественных семей, живущих вдали от столицы, и передающих по наследству земли и положение в обществе. Члены этих кланов и получили столь знатный статус. Итак, варварские военные традиции в сочетании с элитным положением и кодексом воина «куби но мичи» явились основной базой для раннего самурайства. По некоторым источникам слово «самурай» впервые появилось в 12 веке. Долгое время самураи оставались основной военной мощью в разрешении конфликтов с эмиши и другими кланами. В 1100-ых императору Японии служили 2 могущественных клана: Таира-клан и клан Минамото. Вскоре эти две семьи стали непримиримыми соперниками, и лишь в 1192 году клан Минамото под предводительством Ёритомо одержал победу над семейством Таира. Император, традиционная глава японского правительства, объявил Минамото Ёритомо сегуном, военным главой. В 1338 году клан Ходжо был свергнут кланом Ашикага. Но клан Ашикага не смог обеспечить сильной централизованной власти, что привело к многочисленным военным конфликтам между кланами. В течение того периода феодалы построили массивные замки с толстыми стенами, крепкими воротами и глубокими рвами. Этот период гражданской войны до прихода к власти Токугава Иеясо в 1603 году. Токугава усилил свою власть следующим образом: он насильно увозил членов семьи даймё в столицу, даймё же должен был жить у себя в имение. Каждый даймё был обязан посещать столицу минимум раз в год (даймё в опале получали самые удаленные от столицы имения, делающие поездки в столицу дорогими и требующими больших временных затрат). Такая политика обеспечивала полный контроль над даймё: семья была в заложниках, а ежегодные поездки не позволяли даймё увеличивать свою экономическую мощь. Также Токугава запретил ношение мечей всем, кроме самураев. Все мечи, приобретенные не самураями, конфисковались и переплавлялись на статуи. Это выделило и сделало самураев заметными среди обычных граждан. В течение этого «затишья» самураи редко использовались в сражениях, что привело к изменению обязанностей самурая: сопровождение господина за пределами столицы, работа в бюрократическом аппарате, сбор податей в виде риса у наместников. Клан Токугава правил «мирной» Японией на протяжении двух с половиной веков. Роль самураев в обществе постепенно снижалась, и тому было две причины: урбанизация Японии (повышение роли городов в развитии общества) и окончание изоляции от других стран мира. Так как в город переезжало все больше и больше японцев: в сельской местности уже не могли обеспечить растущее население страны в рисе. Роскошная жизнь сегунов и многих даймё стала подрывать экономическое положение страны. Среди японцев, включая самураев низшего сословия, росло недовольство сегунатом в связи ухудшающимися экономическими условиями. В 1853 году американские корабли причалили в заливе Эдо. Командующий эскадрой Мэтью Пэрри (Matthew Perry) прибыл с целью доставить послание американского президента Милларда Филмора (Millard Fillmore) императору (который до сих пор оставался номинальным правителем страны). Послание определяло несколько моментов: установление с Японией торговых отношений, дружелюбное отношение японцев к американским морякам, потерпевшим кораблекрушение, а также открытие японских портов в качестве перевалочной базы для американских кораблей. Передав сообщение, Пэрри покинул Японию с обещанием вернуться через месяц. Данное послание разделило Японию на два лагеря: одни отвергали американское предложение, поддерживая политику изоляции и древние традиции, другие же, напротив, предлагали научиться у западного мира новым технологиям, осознавая невозможность дальнейшего развития в режиме изоляции. В конце концов, сегун решил согласиться на открытие портов, с последующей целью – торговлей. Император же отказался от союза. Но, так как император не являлся истинным правителем страны, сегун все равно согласился на договор. Некоторые группы мятежно настроенных самураев поддержали императора, развязав гражданскую войну против сегуна и диктаторского режима бакуфу. Этот период известен как Мэйдзи Исин или реставрация Мэйдзи. Восставшие свергли власть сегунов из клана Токугава и восстановили власть императора. Императором стал молодой Мицухито. Правительством Мицухито была отменена феодальная система – даймё лишились своих земель, в связи с чем самураи перестали получать жалованье у своих хозяев. Правительство решило выплатить им жалованье ценными бумагами и долговыми обязательствами согласно званию самурая. Все это привело к тому, что самураи (независимо от чина) стали вкладывать облигации в землю или начинать новое дело, те же, кто не смог получить достаточной прибыли при работе на себя, начал заниматься фермерством или становился рабочим в городе. Таким образом, самураи потеряли свое значение в жизни общества. В 1876 году император запретил самураям ношение мечей, создав регулярную армию. Это явилось «последним звонком» для самураев – фактически они перестали существовать. Несмотря на некоторые волнения среди самураев в сельских областях, самураи были вынуждены адоптироваться в обществе, так как для Японии наступала новая эра - Индустриальный век. |
Главная ::: Статьи ::: Факты ::: Автор |
© 2007. Den_Sao_product |